Главная » 2012 » Март » 3 » Единство семьи и школы
22:16
Единство семьи и школы

Единство семьи и школы

в создании воспитательного процесса

 

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Задача учителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласи с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если и дальше будет так продолжаться…» и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в дневнике, в тетради – все это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношений детей, матерей и отцов. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения – это уродливое воспитание.

Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим.

На мой взгляд, учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда и родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть.

Любовь родителей и учителей к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений; на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. И высокая требовательность должна сочетаться с любовью.

Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему его родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Я часто напоминаю своим родителям, что ребенок должен быть уверен в том, что его кто-то очень –очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично: такая любовь создает у маленького человека чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод (наличие либо отсутствие такового мы видим, посещая квартиры учащихся во время операции «Быт»). При этом ребенок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решать сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.

Со своей стороны, я стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любимым, если в нем живут добрые люди. Мы привыкли к тому, что первую учительницу называют «второй мамой», но в школе, кроме нее, должна быть и первая мама. А еще лучше, если и пап, и бабушка, и остальные родные по генам люди будут встречаться в школе. Поэтому с первого класса прежде всего устанавливаю связь с семьей. На первом родительском собрании родители заполняют анкету, где помимо традиционных сведений надо указать, чем ребенок любит заниматься в свободное время, какие у него интересы, какие игры он предпочитает, как малыш ведет себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома, имеются ли хронические заболевания, на какие особенности ребенка следует обратить внимание, кто в семье непосредственно занимается воспитанием и т. п.

Первое общее мероприятие – «Вечер знакомств». Каждая семья готовит визитную карточку – рассказывает о членах семьи: кто они, чем занимаются, их хобби и т. д. С этого начинается школьная – классная семья. Родительский комитет выбираем не всегда, принимаем за правило – помочь может всякий, ведь дети общие.

Намечая план воспитательной работы, согласовываю его с детьми и родителями. На каждое из мероприятий приходят родители: помогают в оформлении, участвуют в жюри, а иногда сами составляют сценарий и проводят мероприятия (например, «Звездный час», «Поле чудес», «Седьмое чувство», «Литературные чтения», «Брейн – ринг», «Осенний вернисаж» и др.). На таких мероприятиях у родителей появляется возможность посмотреть не только на своего ребенка, но и на одноклассников. Экскурсии в лес (как на лыжах, так и в теплое время года) дают возможность детям пообщаться вне школы, научиться ладить друг с другом и со взрослыми, а родители имеют возможность увидеть своих детей со стороны.

В конце каждой четверти в дневниках пишу письма – поздравления: как ребенок закончил четверть, на что нужно обратить внимание в дальнейшем, если это необходимо. В конце года вручаю родителям открытки – благодарственные письма, поздравляю с переходом в следующий класс.

В течение года провожу мероприятия, где участниками - образцами для подражания являются родители: «А ну-ка, мамы!», «Самый – самый – самый». Дети учатся, как надо себя вести в той или иной ситуации, знакомятся ближе с родителями друзей.

Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». А домов у них теперь два: рядом со мной и рядом с родителями, значит, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.

 

Категория: Статьи | Просмотров: 942 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: