Главная » 2012 » Март » 3 » Гранит
00:04
Гранит

Тема - «Полезные ископаемые. Гранит»

 

Цель урока -       привести знания детей в систему.

Задача урока -    усвоить понятия:

1.     Полезные ископаемые.

2.     Месторождение.

3.     Карьер.

4.     Шахта.

5.     Шахтер.

6.     Гранит – горная порода (состоит из трех минералов).

7.     Минерал – составная часть горных пород.

Вопросы:            1. Полезные ископаемые в природе и их роль в нашей жизни.

                            2. Добыча полезных ископаемых.

                            3. Гранит в природе, его состав и использование в хозяйстве.

Уметь:                 1. Показывать в граните его части.

Оборудование:   1. Гранит и его части, спиртовка, вода, держатель для гранита.

                            2. Глина красная и серая, песок.

 

1. Полезные ископаемые в природе и их роль в нашей жизни

 

Беседа – вопросы        

                            Какие материалы люди используют для строительства домов? (Цемент, кирпич, бетон, лес, песок).

                            Для строительства дорог? (Щебень, асфальт, бетон).

                            Для строительства мостов? (Бетон, металл).

                            Где люди берут эти материалы? (Все сырье для изготовления этих материалов люди берут из природы, из земли.

                            Чем люди отапливают дома, чтоб в них было тепло? (Большие городские и малые дома отапливаются топливом, с нагреванием воды для батареи или прямо в печке).

                            Какие виды топлива вы знаете? (Дрова, уголь, торф, газ).

Дополнение.        Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, с их помощью выращиваем и убираем урожай.

                            Из чего сделаны эти машины? (Из металла).

                            Где люди берут металл для изготовления этих машин?

                            Чтобы получить на полях хороший урожай,  люди вносят в землю минеральные удобрения. Где они их берут?

                            Ответ на эти вопросы мы найдем в учебнике на стр. 32-33 (1-4). При чтении сосредоточьтесь и выделите в тексте ответы на эти вопросы, попробуйте ответить своими словами, а если не сможете, найдите и прочитайте ответ в учебнике.

Итак.                   1. Какие материалы и где люди берут для строительства?

Задание перед     2. Какое топливо и где люди берут для отопления домов и

Чтением учебника.          Моторов машин, самолетов, тепловозов?

                            3. Где люди берут металл для изготовления этих машин?

                            4. Где берут минеральные удобрения для полей?

                            5. Что называется полезными (?) ископаемыми?

Чтение учебника стр. 32-33 (1-4) по цепочке ответы на вопросы.

Дополнение        Место скопления полезных ископаемых в земле называется

Учителя.              месторождением.

                            Разбор слова по составу.

                            В зависимости от назначения полезные ископаемые делят

                            на: горючие, рудные (металлические), строительные и

                   химические.

                   Почему их называют полезными? И почему - ископаемыми?

                   Кто даст определение понятия «полезные ископаемые».

                   Если не смогут, найти в учебнике. Заучивание хором.

Итог-вывод.        Все природные богатства, которые люди добывают из

                            Глубин земли, называются полезные ископаемые.

                            Скопление полезных ископаемых в земле называется

                            месторождением.

                            Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные,

                            Рудные, химические.

 

2. Добыча полезных ископаемых

 

Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезное ископаемое и грузят его в автомашины или вагоны, а затем отвозят на переработку на заводы и фабрики. Если полезное ископаемое твердое или очень крепкое (уголь, руда), то его сначала взрывают.

 Добыча в этом случае ведется открыто – на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление – карьер.

                               Такой способ добычи называется открытым или карьерным.

Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое, большое отверстие в земле – ствол. От ствола расходятся коридоры – штреки, ведущие к месторождению. Место, где добывают полезное ископаемое, называется забой. Глубина шахты 100 м – 2 км.

Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью (лифт) поднимают наверх – «на гора».

Вместе с полезными ископаемыми попадается и ненужная горная порода. Ее сваливают рядом с шахтой, и с годами образуется целая гора – террикон.

В шахте добыча полезного ископаемого ведется закрыто, даже днем там темно – приходится освещать шахту.

                               Такой способ называется закрытым или шахтным.

В шахте работают шахтеры. Это очень нужная, н6о опасная профессия, т.к. в шахтах бывают обвалы, прорывы подземных вод – шахту затапливает, в шахтах иногда скапливается газ, и он может отравить людей или взорваться от малейшей искры – в шахте нельзя курить. В глубоких шахтах жарко, температура +30,+40.

Иногда шахтеры после смены не возвращаются домой, а попадают в больницу.

Бывает, что шахтеров с трудом спасают из-под завалов, где они задыхаются от нехватки воздуха. Не всех и не всегда удается спасти и шахтеры иногда погибают.

Итог.                               Представьте, дети, что ваш папа – шахтер и он… не пришел с работы?! Полезные ископаемые  добывают в карьерах, если они залегают неглубоко, и в шахтах, если месторождение лежит глубоко.

                               Труд шахтеров очень опасен.

 

3. Гранит в природе, его состав и использование в хозяйстве

 

                               Как вы, дети, думаете, почему итальянцы назвали его зернистым?

В составе гранита видны зерна: черные – это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Демонстрация.      Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита.

Опыты.                  Попробуйте сломать гранит – он очень крепкий. Ударим по нему молотком в мятой бумаге.

Вывод.                            Гранит очень крепкий.        

Из-за большой прочности гранит давно используется там, где нужен особо прочный материал – опоры мостов, фундаменты домов, отделка набережных у рек, постаменты памятников.

Отполированный гранит очень красив, и им облицовывают дома, станции метро, лестницы на набережных…и т.д.

                               Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается.

Днем солнце нагревает гранит, и от этого он расширяется, холод, вода охлаждают его, и он сжимается. Так повторяется много- много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше со временем.

Опыт.                     Разрушение гранита при нагревании (на спиртовке) и охлаждении в воде. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, который вы хорошо знаете, а из шпата и слюды образуется глина, вы ее тоже хорошо знаете.

Вывод.                            Песок и глина на Земле – остатки гранитных гор.

Демонстрация -     красной и серой глины. Если гранит красный, глина образуется красная (рыжая), а если шпат серый, то и глина, соответственно образуется серая. Попадались ли вам такие глины?

Вывод.                            Гранит – это горная порода, состоящая из трех минералов.

                               Добывается гранит в карьерах или просто в горах.

Итог.                      Гранит – это горная порода, очень крепкий зернистый камень серого или красного цвета. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата.

При разрушении гранита из кварца образуется песок, а из слюды и шпата – глина. Гранит широко используется в хозяйстве.

Домашнее задание.        Полезные ископаемые и гранит.

Категория: Конспекты уроков | Просмотров: 11847 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 1
1 UVN  
0
Что за идиотизм про работу шахтеров? Как детям можно говорить - представь, что твой папа погиб на работе? Автора нельзя подпускать к работе с детьми.

Имя *:
Email *:
Код *: