Главная » 2012 » Март » 3 » ИКТ в начальной школе
22:17
ИКТ в начальной школе

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                

ВВЕДЕНИЕ

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

 

Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

 

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

 

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

 

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

 

Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

 

Основное содержание доклада

 

«Тебе скажут — ты забудешь,

 

Тебе покажут — ты запомнишь,

 

Ты сделаешь — ты поймёшь»

 

 

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

 

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

 

· усилить мотивацию учения;

 

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

 

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

 

· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

 

· приобщение школьника к достижениям информационного общества.

 

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

 

· компьютерный класс

 

· один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору

 

· компьютер в библиотеке школы

 

· один — пять компьютеров в рабочей зоне класса

 

· компьютер у учащегося дома

ВИД 1

 

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору

 

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

 

Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант.

 

Содержательные модели использования ИКТ.

 

·        Творческие работы на компьютере

 

Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

 

Гипермедиа сочинение — это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов ит. д. выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.

 

·        Математическое исследование

 

Высокую эффективность в начальной школе показало использование интегрированной среды учебной деятельности «ПервоЛого» и созданных в ней учебных моделей. В экспериментальной математике учащийся начальной школы получает первый опыт самостоятельного выдвижения и проверки гипотезы.

 

·        Естественнонаучное исследование

 

Естественнонаучный исследовательский проект свойственен для начальной школы. Традиционными исследовательскими проектами для нее являются, например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой и наблюдение за процессом прорастания семян с помощью цифрового микроскопа. Проект с использованием ИКТ предполагает некоторые или все из следующих этапов и компонентов:

 

· содержательная формулировка цели исследования;

 

· выбор конкретной системы объектов и процессов в окружающем мире для проведения наблюдений;

 

· качественная и количественная фиксация результатов наблюдений;

 

· описание наблюдения в терминах простейших моделей;

 

· представление результата;

 

· простейшая интерпретация результата, сравнение результата моделирования с реальностью.

 

·        Погружение в иностранный язык

 

Известная методика «погружения» в иностранный язык наиболее эффективна в начальной школе, где может быть на уровне активного аудирования реализована, прежде всего, с использование ИКТ. Известно, что в условиях погружения освоение определенных аспектов языка происходит значительно более эффективно. Чем при традиционных методиках.

 

Для данной модели необходимы:

 

· коллекции текстов изучаемого иностранного языка, прежде всего озвученных текстов;

 

· коллекции звуковых записей на изучаемом иностранном языке, в том числе записей песен, диалогов;

 

· озвученные словари.

 

·        Компьютерное тестирование

 

Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.).

 

Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие.

 

В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв ит. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.

 

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в начальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой — системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач.

 

Для реализации подобной модели необходимы:

Комплект тестов по заданной предметной области

Система тестирования

Возможно также использование редактора тестов и вопросов.

Формы организации работы в начальной школе

ИКТ в традиционной классно-урочной системе

 

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

 

· осваивает модели учебной деятельности,

 

· приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),

 

· получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,

 

· развивает навыки общения.

 

 

Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, урок.

 

         Скоро в школе будет функционировать и развивается единое информационное пространство, центром которого будет является школьный сервер с размещенным на нем сайтом, на котором будет содержатся учебный и методический материал по различным предметным областям, в том числе и в начальной школе, который будет являтся источником учебных материалов. В школе будет создан банк методической информации. Для конструирования уроков мы  будем использовать программную оболочку, выпущенную компанией MicroSoft Office и набор электронных учебников,  диски ИКС, предоставленные компанией «Кирилл и Мефодий».

 

ИКС-инструментальная компьютерная среда для организации уроков в начальной школе. Основные функции ИКС- демонстрация фрагментов урока с применением слайдов и вызова тестовых заданий, загадок, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Диск помогает нам в конструировании уроков и формировании электронной поддержки для них.

 

Использование мультимедиатехнологий активизирует познавательную деятельность ученика, формирует умения работы с информацией.

 

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания.

 

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители моих воспитанников стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. И непременно по концу года готовится итоговый материал о жизни класса.

 

Использование мультимедиатехнологий активизирует познавательную деятельность ученика, формирует умения работы с информацией.

 

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

Цели учителя при организации учебной деятельности  учащихся с использованием ИКТ:

 

Обучающие –

знакомство детей с  возможностями новых цифровых мультимедиа технологий;

овладение навыками работы с компьютером;

обучение приёмам обработки в  прикладных программах;

обучение приемам и способам проектной деятельности.

 

Развивающие –

развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

развитие умения планировать, систематизировать и анализировать деятельность;

развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать с детьми и взрослыми;

развитие речи  и способности доступно и грамотно представлять результаты своей деятельности;

 

Воспитывающие —

воспитание информационной культуры;

воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся;

воспитание критического отношения к себе и своей работе;

 

Категория: Статьи | Просмотров: 1698 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: