17:28 Память | |
Поговорим о памяти…. «Верная и деятельная память удваивает жизнь» Мирабо О.
Скачать и просмотреть презентацию: ссылка
В сентябре 2011 все школы России в начальном звене должны перейти на новые стандарты. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. «Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения» Рассел Д. При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее. Одним из таких приемов является словарный диктант с комментированием (С. С. Левитина, 1980). Этот хорошо известный педагогам методический прием становится способом измерения внимания, если: 1) учитель читает каждое слово только один раз; 2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. «Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. Игра, распространенная у охотничьих племен индейцевДетям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы). УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИУпражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.Игра «Ищи безостановочно»В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют. «Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?» Галифакс Д. Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами Физиологи советуют для лучшего запоминания использовать несколько
проверенных способов:
«Записная книжка-протез памяти»
Для сохранения памяти в рабочем состоянии физиологи советуют также заучивать наизусть стихи, отгадывать побольше кроссвордов и шарад, а также почаще читать словари и энциклопедии. «Память слабеет, если ее не упражняешь» Цицерон Способы развития памяти:1. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями 2. Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами. «Причиной плохой памяти, того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами» Лихтенберг Г. 3. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ. 4. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, 5. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно 6. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач. 7. Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей 8. Читайте книги. Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали. 9. Учите стихи. 10. Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить "на завтра” или "до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на "вечно”, то выиграете. 11. Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь. 12.
Предположим,
кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо
и обязательно добавь что-то от себя: "Ксения. Как Ксения Собчак, только
брюнетка, замужем и "Дом- 13. Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику не прибегая к помощи профессионала – все эти действия активизируют работу головного мозга и память. 14. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти. 15. С тренировкой памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» Гете 16. Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит. 17. Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие. СМЕШНЫЕ И ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О ПАМЯТИ «К восьмидесяти годам вы уже знаете все. Вот только как это вспомнить?» Барнс Д. «Моя память как полицейский: ее не дозовешься, когда тебе нужно» Харвуд Р. «Память – женского рода и потому не удивительно, что она так часто нам изменяет» Шпигель
Е. | |
|
Всего комментариев: 0 | |