Главная » 2012 » Март » 3 » Информационные технологии в начальной школе
22:18
Информационные технологии в начальной школе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

В практике информационными технологиями обучения называют все  технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин  «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология  - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий  обучения, использующих компьютер, является  компьютерная технология.

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудио визуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно - компьютерных средств.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:

- возможность организации процесса познания;

- индивидуализация учебного процесса»

- коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного и мышления;

 - возможность построения открытой системы образования;

 - создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением  образования.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом  используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно – коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей;

 - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

 - углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Культурный уровень современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих её понятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков. Поэтому возникла необходимость в организации процесса непрерывного обучения детей информатике с I по XI класс.

В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие  «компьютерную грамотность» школьников, приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики.

Но, прежде всего современный социальный заказ потребовал введения в средней школе непрерывного курса информатики. Новые учебные планы вводят данный предмет со 2-го класса, осуществляется переход на непрерывный курс обучения информатике. Разные образовательные системы включают в себя курс информатики.

Курс «Информационная культура», представляет собой модернизацию программы «Роботландия». Авторы курса – ряд научных коллективов и специалистов Москвы, Переславля-Залесского и Самары. Основная задача курса, охватывающего с 1-го по 11-й класс, - формирование операционного стиля мышления школьника, умения планировать свою деятельность, проектировать и строить различные информационные модели, использовать современные технические средства в жизни, быту, творчестве, на производстве. Характерная особенность курса для начальной школы – использование межпредметных связей информатики с русским языком и математикой. Для выполнения этой задачи курс в 1-3(4)-х классах проводит тот же учитель (классный руководитель), который преподаёт остальные основные предметы. Поэтому курс снабжён и подробными, и доступными учебно-методическими пособиями.

Ещё одной оригинальной популярной системой для начальной школы является курс «Информатика в играх и задачах», разрабатываемый авторским коллективом под руководством профессора А. В. Горячева. В курсе много игровых и занимательных заданий на примерах из окружающей действительности, детской литературы, базовых учебных предметов. Основная цель курса – это пропедевтика информатики.

Программа курса «Информатика» Е. П. Бененсона, А. Г. Паутовой («Перспективная начальная школа») решает следующие задачи:

·       учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;

·       формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

·       дать первоначальные представления о компьютере и современных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

·       дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы учебники, программы тренажёры, конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий и т.д.

Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе  - это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН», «Пентамино», «Кот учёный», «Емеля» и др.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование ИТК позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.

Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.

Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете. Очень жаль, что с экранов телевизоров исчезли детские обучающие программы: «АБВГДЕЙКА», «Хочу всё знать!» Альтернативой им может служить созданный совсем недавно детский канал, но не все дети имеют возможность его посмотреть. Очень популярна среди детей передача «Улица Сезам». Записи этой передачи можно использовать на разных уроках, особенно в первом классе.

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Урок №1(история 4-й класс).

Тема. Необычный царь. Строительство Санкт-Петербурга.

Оборудование: компьютер (компьютерный класс), телевизор (видеофильмы «Фонтаны Петродворца», «Пётр I») , микрокалькулятор, выставка книг.

Компьютер «оказывал помощь» в работе с тестом (с выбором ответов, с альтернативными заданиями), в показе слайдов с видами Санкт – Петербурга, в оформлении выводов о деятельности Петра I. Видеофильмы (фрагменты) сопровождали рассказы учителя и детей. На микрокалькуляторе произвели вычисления, играя в игру «Угадай дату» (полученный результат – важнейшая дата в истории России).

Урок №2 (литературное чтение 3-й класс).

Тема. Басня И. А. Крылова «Кот и Щука».

Оборудование: компьютеры, магнитофон, выставка книг с баснями, карточки со словарными словами, портрет И. А. Крылова, маски кота и щуки для чтения по ролям.

На компьютере дети работали с вопросами викторины по басням И. А. Крылова,

рассматривали слайды с фрагментами из басен. Образцовое чтение изучаемой басни прослушано на магнитофоне, что подготовило ребят к правильному пониманию содержания и помогало в работе над выразительностью.

Урок №3 (русский язык 4-й класс).

Тема. Изложение по коллективно составленному плану «Хатынь».

Оборудование: магнитофон, диапроектор, компьютеры.

Магнитофон был необходим для эмоционального настроя на работу (звучал «Бухенвальдский набат»). Диапроектор демонстрировал диапозитивы, изображающий музей под открытым небом «Хатынь». На компьютере – текст изложения, с которым дети работают перед его написанием: делят на части, подбирают заголовки, работают над орфограммами.

Урок №4 (математика 1-й класс).

Тема. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счёт в пре                           делах 100.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, телевизор, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся.

Компьютер демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых применяются ИКТ. Но насколько интересно на них детям. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной  деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

 

Литература

1.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

2.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.

3.  Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.

4.  Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.

5.  Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

6.  Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

7.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

8.  Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С.3 – 13.

9.  Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.

 

 

Категория: Статьи | Просмотров: 4205 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: