Главная » 2012 » Март » 3 » Новые технологии в начальной школе
22:12
Новые технологии в начальной школе

Новые технологии в начальной школе

(см. презентацию – ИКТ в начальной школе)

 

           С сентября 2011г в республике Татарстан предстоит массовое внедрение «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Татарстан» (стандарт второго поколения). В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает следующие базовые педагогические технологии:

·        УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

·        ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

·        ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  •     ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  

  В стандарте представлены  три основные группы планируемых результатов

·        ЛИЧНОСТНЫЕ

·        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

·        ПРЕДМЕТНЫЕ                     

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)             активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

2)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Таким образом, мы видим, что  использование ИКТ является одной из базовых педагогических технологий нового стандарта и необходимо для достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Образное сравнение позиции учителя в старом и новом стандартах выглядит так: у руля мотоцикла учитель, ученик в коляске, а в новом, наоборот, ученик управляет, а учитель в коляске направляет.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

·                    в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;

·                   большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

·                   высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Учителя  нашей школы используют в учебном процессе  компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные  доски и уроки «КМ-Школы»

I. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. 

 

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал  

 Исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

·        быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

·        вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

·        усиливает воздействие выступления.

 

II.  Доска: Классические символы школьной жизни - доска и мел устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски (ИД). Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Почти 3 года я работаю с интерактивной доской SMART Board. Это уникальная возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебного процесса. Мои ученики получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски, а с помощью маркеров, можно делать соответствующие исправления, пометки, записи и сохранять их.

Галерея изображений, где  3 558 объектов,   позволяет настроить учеников на работу и так же сообщить об окончании урока

Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Учителя и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание.

На уроках математики при помощи средств доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.

Для учащихся, испытывающих затруднения в решении задач, средства доски позволяют смоделировать картинку или сюжет задачи.  Так как  длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим – это возрастная особенность младшего школьника.

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

Главное: при выполнении заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

            Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются средства SMART Board, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря данному ресурсу, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Доска является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

 

III. КМ-школа Информационно-образовательное пространство школы дополняют уникальные образовательные ресурсы «КМ-Школы»: готовыми уроками, медиатеками, энциклопедиями, базой тестовых заданий.

                  Уроки «КМ-Школы» составляют основу образовательного контента. Для проведения уроков или внеклассных мероприятий можно использовать готовые уроки, а можете создать свой урок, взяв за образец структуру готовых  уроков. Для начальной школы имеются уроки по математике, русскому языку, ОБЖ и природоведения. На один учебный год разработано от 17 до 20 уроков примерно по 12-15 слайдов.

В чем же особенность Уроков?

Уроки разбиты на несколько частей и включают:

        ориентировку,

        объяснение нового материала,

        вопросы для самоконтроля,

        тренажеры,

        итоговое тестирование,

        выводы к уроку,

         Особое место в школьной лаборатории занимают анимированные герои, которые создают особую эмоциональную атмосферу на уроке. Анимация  помогает лучше усвоить самые «сухие» правила и определения.

Полюбившийся герой уроков,  научит детей посадке деревьев.

Наблюдению за живой природой, поведением животных  и многое другое.  

Оценить уровень знаний учащихся  позволяют тесты, которые представлены в уроках, либо учитель может создать их сам в готовых тестовых оболочках. 

В ресурсах энциклопедии «КМ-Школы»  более 15 000 статей, и 30 000 иллюстраций, 40 часов видео.        

Фотоиллюстрации используются в обучении для формирования наглядных представлений об уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектах (историческое лицо, событие, природное явление и т.п.).

      Младшему школьнику присуще любопытство. По ссылкам он может найти ответ на многие интересующие его вопросы.

Особый интерес представляют трехмерные модели: объемный мир на плоском экране. Работая с трехмерными моделями, мы  можем их: приближать, удалять, вращать, показывая скрытые стороны.

Активизировать учащихся, проверить свои знания, снять напряжение, дать возможность поиграть позволяют тренажеры.

Если ошибешься, появляется веселый звуковой сигнал, что снимает напряжение ученика.

А многочисленные ребусы и загадки непременно хочется решить самому первому, чтобы выйти к доске!

В состав комплекса информационного интегрированного продукта «КМ-Школа»  входят такие разделы как:

- медиатека;

- энциклопедия;

- тренажеры;

- анимация;

 - видеофрагменты;

 - трехмерные модели;

 - фотоиллюстрации;

 - аудиозаписи.

Достоинство Базы знаний «КМ-Школы» заключается в том, что этот богатейший учебный материал одинаково доступен всем учителям, не зависимо от преподаваемого предмета, и всем ученикам. Кроме того, этот материал принципиально избыточен по объему, что позволяет углублять и расширять учебные программы в зависимости от образовательных потребностей учащихся и специфики школы. И если мои ученики готовы узнать большее, я без труда могу воспользоваться учебными материалами старших классов.

 В младшем школьном возрасте  важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

 На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, при использовании ИКТ  эти процессы естественны.

 

Труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

§  повышает качество знаний

§  продвигает ребенка в общем развитии

§  помогает преодолеть трудности

§  вносит радость в жизнь ребенка

§  позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 

 

                 Таким образом, реализуя одну из базовых технологий учебного процесса нового стандарта – информационные и коммуникативные технологии, мы видит, что Образовательная деятельность на основе ИКТ это:

         открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

         инструменты «взрослой» информационной деятельности,

         среда информационной поддержки учебного процесса,

         современные системы управления учебным процессом

И нам, учителям начальной школы, планировать учебный процесс с применением ИКТ  для современного младшего школьника просто необходимо!

 

Благодарю за внимание!

 

Категория: Статьи | Просмотров: 3024 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: