Главная » 2012 » Февраль » 26 » О чем говорит рисунок
17:20
О чем говорит рисунок

Это интересно!

О чем говорит рисунок семьи?

 

Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет еще решить самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок может только профессиональный психолог, но и родители могут кое-что узнать для себя о своих детях, о себе, если внимательно познакомиться с рисунками.

         Рисуя родных, ребенок четко определяет место каждого. Наделяя фигуры персональными, только им присущими качествами. Если ребенок нарисовал кого-то с дополнительными деталями (бантики, воздушные шарики, игрушки, украшения), это говорит об особой любви и привязанности к такому человеку. Если рисует опущенные руки со сжатыми кулаками, это может означать пессимистический настрой, безнадежность и страх или агрессивность. Если руки людей подняты вверх, ребенок положительно настроен, весел и уверен. Когда все члены семьи держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок спокоен, воспринимает свое окружение сплоченным, дружным – родителям можно позавидовать. Далее обратим внимание.

1.     Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и ребятишки с повышенной тревожностью располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Эти малыши часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, очень нервничают в процессе работы.

2.     Фигуры людей. Дети часто изображают отца большим, крепким, сильным. Это значит, что отец ассоциируется с материальной властью в семье. Если папа слишком велик по сравнению с мамой, это говорит о том, что роль матери в семье принижается, возможно, существуют проблемы в отношениях родителей. Если папа слишком малого размера – его роль в семье принижается. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном стиле и  пропорции их фигур сохранены.

3.     Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии – сильно, от души, без сомнений. Нерешительный ребенок выберет не очень яркие цвета и нарисует едва касаясь бумаги – не станет привлекать к себе внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной. Если малыш агрессивен, он может часто ломать грифель, надавливая на него. Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких плавных линий. Дети с волевым характером, уверенные и самостоятельные отдадут предпочтение прямым линиям и четким углам. Они редко используют кружочки и овальные формы – несерьезные художества.

4.     Выбор цвета.  Говорит об эмоциональном состоянии. Если мир ребенка «полон радуги», значит у него хорошее настроение. Если рисунок в мрачных  (серых, темно-синих, черных) тонах – свидетельствует о плохом настроении и сниженном эмоциональном настроении.

5.     Состав семьи.  Если ребенок «забыл» кого-то нарисовать, скорее всего это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идет негласная вражда. Или он включил в рисунок кого-то постороннего,  спросите, почему он так нарисовал. Ребенок может не нарисовать  того, с кем у него конфликтные отношения, или кого больше боится. Может нарисовать деда, живущего в другом городе, но ребенок его очень любит и считает членом своей семьи. Может нарисовать папу, у которого другая семья, но ребенок скучает по нему, и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке присутствуют два папы (родной и отчим) потому, что он любит обоих  и обоих причисляет к членам семьи. Очень часто не рисуют своих братьев и сестер, если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь.

6.     Малыш нарисовал себя.  Если ребенок изобразил себя где-то в уголке, отдельно за спиной к остальным членам семьи  - скорее всего, ребенок чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, когда ребенка совсем нет на картинке. Если ребенок нарисовал только себя – вероятно, он маленький эгоист, привыкший быть объектом заботы. Но может быть и другой смысл, имея в виду, что он первый из всех ушедших за грибами вышел из леса на картинку. Любые интерпретации всегда должны вестись параллельно с обсуждением.

7.     Размеры фигур на рисунке. По их величине и расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и как сам относится к этим людям. Если кто-то всех выше ростом, то он и значимый и главный человек в семье (с точки зрения ребенка). Самый маленький, неяркий – наоборот. Люди, которых малыш нарисовал ближе к себе, вероятно, самые любимые приятные и близкие.

Как нарисованы отдельные части тела? Голова означает разум, интеллект, контроль. Если ребенок как-то по особенному прорисовывает голову, это может означать, что в его воспитании чрезмерно большое значение уделяется разуму, а не душе. Уши отвечают за способность слышать, воспринимать информацию, чужое мнение, критику. Рот – способность выражать свои интересы. Тело на рисунке символизирует чувства, эмоциональное состояние. Если оно маленькое или худое, а голова слишком большая, это говорит о навязанном ребенку приоритете мысли над чувствами. Руки символизируют способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если они большие, «налитые», воспринимаются как тяжелые, вкопанные, это может значить, что ребенок чувствует себя прикованным к одному месту, зависимым.

Если ребенок накануне поссорился с братом, может нарочно нарисовать его черным, с рогами. Это вовсе не означает, что брат ему ненавистен. Или вчера  по телевизору случайно увидел страшную сцену, которая его взволновала, то все люди получились с открытыми ртами, в панике.

                Все замеченное надо обсудить с самим автором. Аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения.

         Диагностику можно провести еще раз через какое-то время. А если результат повторился – обратиться за консультацией к профессиональному психологу.

 

Категория: Психология ребенка | Просмотров: 1003 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: