17:02 Родительские роли | |
Родительские роли Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Кара ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста Родитель – воспитатель. Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни». родитель – « кормилец»: - обеспечивает регулярность питания; - обеспечивает разнообразным и здоровым питанием; - при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей; - прививает ребёнку понятие вкуса; - приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу; - побуждает ребёнка к приготовлению пищи. Родитель – «обеспечивающий одеждой»: - заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда; - одевает ребёнка с учётом климатических условий; - обучает ребёнка следить за одеждой; - Уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка. Родитель – «воодушевляющий»: - способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка; - даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления; - поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например , сопровождая его на праздники, занятия и т.д. Роль родитель - «защитник отдыха (сна): - обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна; - обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна; Роль родитель - «расходующий деньги»: - удовлетворяет основные нужды ребёнка; - зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка; - объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате; - создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости. Родитель – «следящий за чистотой»: - заботится о гигиене ребёнка; - обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене. Родитель – «поддерживающий порядок»: - запрещает сорить на улице и в общественных местах; - следит за чистотой в доме, - обучает ребёнка убирать свою комнату; - по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме. Родитель – «лечащий болезни»: - при необходимости отводит ребёнка к врачу; - отвечает за лечение ребёнка. Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»: - гуляет вместе с ребёнком, - побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе. Роль любящего родителя. Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка. Родитель – «любящий себя»: - заботится о себе и своём самочувствии; - при необходимости принимает помощь других взрослых. Родитель – «дающий нежность»: - с уважением выражает ребёнку свою близость; - выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста; - подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу); Родитель – « дающий утешение»: - Выражает словами чувства ребёнка; - выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие. Родитель – «защитник»; - просвещает ребёнка; - защищает ребёнка от насилия и принуждения; - контролирует свои импульсы; - обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития; - устанавливает ограничения для ребёнка; - обучает ребёнка самозащите и самообороне. Родитель – «одобряющий ребёнка»; - одобряет себя; - принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть; - отличает сам поступок от совершившего его. - уважает ребёнка; - понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений; - обращает внимание на положительные черты личности ребёнка; - положительно оценивает его. Родитель как собеседник: - находится во взаимодействии с ребёнком; - в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас; - размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка. Родитель как помощник в разрешении конфликтов: - выслушивает высказывания ребёнка; - выражает чувства ребёнка словами; - помогает ребёнку принять решение и сделать вывод; - оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении; - разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства. Роль: Родитель как устанавливающий пределы. Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия. Родитель как гарант физической неприкосновенности: - контролирует своё поведение; - Контролирует поведение других; - предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию. Родитель, создающий безопасность: - не оставляет ребёнка одного; - не бросает ребёнка; - обещает только то, что может выполнить; - обучает действовать в неожиданных ситуациях. - следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением; - определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка; - осуществляет наказания и поощрения; - следит за учёбой ребёнка; - устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка; - обеспечивает достаточное количество сна и отдыха; - знает и понимает запас своих сил и возможностей; - умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств; - умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.). Роль – «Учитель жизни». Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь Родитель, обучающий навыкам будничной жизни - приучает ребёнка убирать за собой; - обучает ребёнка гигиене; - обучает ребёнка правилам поведения за столом, умению одеваться, поведения в общественных местах. Родитель как духовный наставник: - обучает ребёнка честности, равенству и другим морально – нравственным ценностям; - разъясняет ребёнку ложные ценности, такие, как ложь, воровство, насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство. Родитель как учитель социальных навыков: - обучает ребёнка принимать во внимание других и подождать своей очереди; - обучает умению выслушать других, а также – выразить своё мнение; - просвещает ребёнка об опасных жизненных ситуациях; - доставляет ребёнку умеренные разочарования, учит ребёнка их переносить и оказывает ему необходимую поддержку. Родитель как пример: - рассматривает свою деятельность в её сопоставлении с выдвинутыми ребёнку требованиями; - отвечает за свои поступки и поведение, - обучает ребёнка общепринятым правилам поведения; - обучает ребёнка правилам дорожного поведения и правилам публичного поведения; - заботится о соблюдении справедливости и соблюдении общественных ценностей. Родитель как хранитель традиций: - организует ребёнку праздники в соответствии с убеждениями семьи; - способствует присоединению ребёнка к своим корнями помогает ему узнать о происхождении рода; - хранит традиции собственной семьи. Родитель как ценитель прекрасного: - обращает внимание на эстетику (среды, обстановки, одежды и т.д.); - оказывает поддержку в творческой и эстетической деятельности ребёнка, - создаёт условия для чувственных наслаждений ребёнка. | |
|
Всего комментариев: 0 | |