00:11 Уголь | |
Тема – «Каменный уголь» Цель урока – привести знания детей в систему, расширить и углубить знания о каменном угле. Задачи урока: Усвоить понятия: 1.Каменный уголь 2.Месторождение. 3.Шахта (шахтер) 4. Карьер. Вопросы: 1. Применение каменного угля в хозяйстве. 2. Свойства каменного угля. 3. Добыча каменного угля. 4.Образование каменного угля в природе. 5. Месторождение каменного угля. Уметь. Показывать месторождения каменного угля на карте. Оборудование. 1. Образцы каменного угля (на все парты). 2. Отпечатки растений на угле. 3. Книга «Планета Земля». 4. Стакан с водой. 5. Молоток. 6. Карта. 7. Атлас для третьего класса. Ход урока. Опрос домашнего задания по теме «Нефть». Тема – «Каменный уголь». Постановка задач урока. 1. Применение каменного угля в хозяйстве Вводная беседа. Дети, потрогайте батареи отопления – горячие! Почему? – в них циркулирует горячая вода. Откуда пришла в батареи горячая вода? (По трубам из котельной, где воду нагревают в специальных котлах). Котельные поставляют нам горячую воду. Чем нагревают воду в котлах? (Газом или каменным углем). Демонстрация – щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет. Почему загорелись электрические лампы? По проводам к лампам поступает электрический ток. Откуда поступает ток? На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля нагревают воду – получают пар – пар вращает турбины, вырабатывающие электричество). Где, дети, еще, кроме освещения применяется электричество? (Для движения троллейбусов, трамваев, поездов, для получения тепла, работы станков на заводах, для отопления в печах домов). Из каменного угля также делают десятки нужных материалов: краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Особые сорта каменного угля (коксующиеся) применяются при выплавке из руд металлов. Вывод: Каменный уголь – источник тепла и электроэнергии, важное химическое сырье. Без угля невозможна выплавка металла. 2. Свойства каменного угля Демонстрация каменного угля Какими же свойствами обладает каменный уголь? (слегка Цвет – сравнение с фото. поворачивая) Твердость – сломать руками. Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге). Растворение в воде. Горение – главное свойство каменного угля. Итог. Каменный уголь черного цвета, блестит, твердый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. 3. Добыча каменного угля Каменный уголь в основном залегает под землей, но бывает, что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно… в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли. Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Вы уже знаете устройство шахты и о труде шахтеров. Можно только добавить, что шахтеров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ноги въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в легкие, и человек много дней отхаркивает темную слюну (угольную пыль из легких). Иногда шахтеры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде же лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в легкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтеров. Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтерам. Все, это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтер работает, согнувшись, или даже лежа тяжелым отбойным молотком (иногда можно видеть отбойный молоток на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток издает звук, похожий на стрельбу из пулемета, и сильно трясется). Удержать его в руках целую смену может только очень сильный человек. Представляете, как болят у шахтера руки после смены? К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтеры. На каждый добытый 1 млн.т угля приходится 2 человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтеров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (700*2=1.400человек). В среднем 4 человека в день. Сколько детей становится сиротами – теряют отцов, чтобы у нас в классе и дома было тепло, ходили поезда, работали станки, горел свет. Помните об этом, не ленитесь выключать лишний свет – тогда меньше на электростанциях понадобится угля, и может чей-то папа придет домой с работы живым. Месторождения угля на карте обозначаются черным квадратом. В России много месторождений каменного угля. Самые крупные из них: на Дону, Кузбасс – около города Новокузнецка в Сибири, Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Показ на карте – 2 раза. Закрепление – учитель показывает – дети называют месторождения. Дополнение – Караганда – по-казахски «кара» - черный, «ганда» - земля. Казахи, наверное, давно знали об этом угле. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашел охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтеров – Воркута. В.Я.Попов был награжден орденом Ленина. Это месторождение находится на далеком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. 4. Образование каменного угля Рассказ. Каменный уголь – черный замечательный камень, в нем спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, - зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Демонстрация отпечатков Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было). По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» - чудо-консервы. Закрепление материала по задачам урока. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. | |
|
Всего комментариев: 0 | |